95 лет назад, 08 сентября в 1926 году родилась негасимая звезда Первого русского Наталия Ивановна Терентьева (1926-2019).
Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка России, актриса Волковского театра с 1956 года. Лауреат премии «Золотая маска».
Наталия Ивановна Терентьева родилась в Москве. Ее семья тесно связана с Малым и Московским Художественным театрами. В годы Великой Отечественной войны Наталия Ивановна Терентьева была санитаркой военно – санитарного поезда, медсестрой военного госпиталя, именно там воспитывались терпение, вера, человеколюбие и энтузиазм. После войны Наталия Ивановна пошла в рабочие сцены МХАТа, не боясь чернового труда, стояла «на занавесе», который надо было раздвигать вручную. Даже сквозь плотные рукавицы руки стирались в кровь, до мозолей.
В последствии, была принята во вспомогательный состав МХАТа, участвовала в легендарном спектакле «Синяя птица», первые уроки мастерства проходили в стенах театра у В.И. Качалова и О.Л. Книппер. Одновременно была актрисой самодеятельного Театра Романтики, который был организован в послевоенной Москве молодежью театральных вузов во главе с Александром Галичем.
Осенью в 1950 году Наталию Ивановну приняли на первый курс Московского городского театрального училища, где руководителем был ученик Станиславского Виктор Васильевич Готовцев. Через несколько лет после окончания училища она сыграла Комиссара в «Оптимистической». Было это в Пскове. А еще Наталия Ивановна Терентьева была артисткой Иркутского областного театра юного зрителя.
С 1956 года Наталия Ивановна Терентьева служила в Волковском театре. Актриса с великолепной сценической внешностью, заразительным темпераментом, глубоким голосом являлась украшением труппы. В ее героинях била ключом жизнь, она отдавалась творчеству со всей искренностью богатой артистической души. У Наталии Ивановны Терентьевой был обширный творческий диапазон от эпизодических «проказниц» наивных и непосредственных, до героинь, обладавших лирическим и комедийным очарованием трагических ролей.
Наталия Ивановна была актрисой, которая покоряла зрителя неповторимым сценическим юмором, обаятельным женским лукавством, радостью игры в комедийных спектаклях по пьесам Мольера (Дорина, «Тартюф»), Скриба (герцогиня Мальборо, «Стакан воды»), Запольской (Галка, «Мораль пани Дульской»).
В истории Волковского театра были главные роли актрисы такие как – Матильда фон Цанд («Физики»), мисс Цоррен («Профессия мисс Цоррен»), Бернарда («Дом Бернарды Альбы»), Рашель («Васса Железнова»), а так же комедийные, такие как Сваха («Хелло, Долли!») и сваха Фекла Ивановна («Женитьба», Кукушкина («Доходное место»).
Актриса сыграла на Волковской сцене более 200 ролей. Ролями конца 1990-х – 2000-х годов стали Генеральша («Фома»), Трусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Бабушка («Игрок»), Софья Ивановна («Рождественские грезы»), Мурзавецкая («Волки и овцы»), пани Конти («Соло для часов с боем»).
Наталия Ивановна Терентьева с 1963 по 1976 годы была педагогом «Ярославского театрального училища», воспитала несколько поколений актеров, она прививала им не только правила владения сценическим голосом, но и высокую театральную культуру, которую она впитала в своей семье.
Как и все Волковцы, она жила насыщенной до предела жизнью. Ждала новых, больших работ.
Иногда она негромко читала любимые строки Твардовского:
Не хожен путь,
И не прост подъем,
Но будь ты большим или малым,
А только – вперед,
За бегущим днем,
Как за огневым валом...
|
Из библиотечного фонда |
Источники: Ф. 33. Оп. 2. Д. 178. Л. 216 об.
М. Ваняшова «Мастера Волковской сцены», Ярославль, 1975, Верхне – Волжское книжное издательство, с 304.
Золотая книга Ярославля и Ярославской области, Ярославль, ООО «Тавель», 2008, с. 344 |