Фотовыставка «Архитектурное наследие XVII века в цифровой фотографии»
Богат и многолик Ярославль памятниками архитектуры. Центральная часть города пестрит красотой, созданной в XVII веке. Середина века - культурный расцвет каменного строительства храмов - богатство ярославской архитектуры. Некоторые из них утратили свое функциональное назначение, но по сей день достойно предстают нашему взору как памятники архитектуры и искусства. На 2022 год выпадают юбилейные даты, связанные с началом или окончанием создания некоторых из них. Так, 375 лет прошло с начала строительства церкви Ильи Пророка.
Находится храм в сердце города - на Советской площади. В 1647 году началось строительство церкви на средства ярославских купцов гостинной сотни Аникея и Нифантия Скрипиных. Памятник архитектуры представляет собой четырехстолпное сооружение, увенчанное пятью главами куполов на световых барабанах, обстроен приделами и галереями на подклетах. У северо-западного угла галереи находится шатровая колокольня. Западная галерея, продолжающая северную, заканчивается приделом Положения ризы, который представляет собой выдающийся образец каменного шатрового зодчества. Завершение шатрами приделов и колоколен - отличительная черта ярославского зодчества, ярко проявившаяся в архитектуре церкви Ильи Пророка. Живописное наружное убранство храма достается скупыми средствами: стены основного объема чистые, расчленены лопатками, украшением крылец и галерей стали ширинки-кессоны, окна галерей и приделов украшают наличники с килевидными завершениями. Мировую известность получила стенопись храма, выполненная в 1680-1681 годах костромскими и ярославскими мастерами под началом Гурия Никитина. Храм Ильи Пророка, по регулярному плану Ярославля 1778 года, стал градостроительным центром с разбитой перед ним площадью административных учреждений. В 1657 году в Ярославле был заложен храм Михаила Архангела, окончено строительство в 1682 году.
Находится церковь на Которосльной набережной недалеко от стен Спасо - Преображенского монастыря. Разнохарактерность в облике храма сказалась из-за длительного периода при строительстве. С храмами первого периода ярославской архитектуры его роднят подклет, северный придел в виде башни, крыльцо. Особенно интересно крыльцо с «ползучими» арками, оно сохранилось до наших дней в первозданном виде. Ширинки внешних стен крыльца украшены муравлеными и цветными изразцами. Крупные главы и четырехскатная крыша и ряд декоративных кокошников под ней свидетельствуют о позднем времени. Среди остальных ярославских храмов церковь Михаила Архангела выделяется высотой - 35 метров до яблока средней главы.
Каменный храм был построен на месте деревянного. Рядом проходил крепостной вал, возможно, поэтому церковь и была названа во имя Михаила Архангела - покровителя воинов. 350 лет назад, в 1672 году завершено строительство церкви Спаса на Городу.
В то далекое время стояла на Торговой площади недалеко от городских стен, откуда и получила свое необычное название. Строилась на средства прихода. Спасская церковь лишена подклета и увенчана огромным пятиглавием, поэтому и кажется приземистой. С северной стороны к основному объему примыкает колокольня и шатровый придел, с южной - придел, с западной - паперть.
Памятник был расписан в 1693 году ярославскими мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. Храм Спаса на Городу сильно пострадал во время белогвардейского мятежа, был капитально реставрирован в 1960-е годы. В том же 1672 году завершилось строительство летней церкви Николы Мокрого, что находится на улице Чайковского. Построена церковь «купцами гостиной сотни Астафием Лузиным и Андреем Леминым да посадскими людьми Федором Выморовым и Степаном Тарабаевым».
Памятник знаменит изразцовыми наличниками алтарных окон и богатейшей изразцовой отделкой входного притвора, пристроенного к церкви в 90-х годах XVII столетия, когда увлечение изразцами в Ярославле стало всеобщим.
Внутренность церкви расписана артелью ярославских мастеров с участием нескольких костромичей во главе с Гурием Никитиным. 345 лет прошло с момента сооружения церкви Вознесения Господня. Месторасположение храма - ул. Свободы, в настоящее время между комплексом «Казармы» и торгово-развлекательным центром «Аура».
Большая кирпичная четырёхстолпная пятиглавая церковь в духе ярославского зодчества второй половины XVII века с южной и западной папертями. Построена в 1677-1682 годах. В алтаре придел Зосимы и Савватия (1706), в южной паперти – Скорбященский (1810). Отдельно стоящая трёхъярусная колокольня в духе позднего барокко построена в 1745 году. В 1918-м повреждена обстрелом, позже отремонтирована. Закрыта в 1929 г., купола и колокольня сломаны, использовалась как склад трамвайного парка. В 2007 году церковь возвращена верующим. В 1687 году проходило освящение построенного храма Федоровской иконы Божией Матери, построенного на общие средства прихожан. Образец памятника зрелого ярославского стиля.
Главное внимание в архитектуре Федоровской церкви уделено ее венчающим частям - высокое пучинистое пятиглавие, высота которого почти в полтора раза превышает высоту основного куба храма. Лаконично наружное убранство - широкий кирпичный пояс из двенадцати рядов, на который опираются декоративные полукружия, завершающие стены. Храм был расписан в 1725 году Федором Игнатьевым и Федором Федоровым. В 1736 году к церкви была пристроена закрытая паперть с высоким крыльцом, а еще позже появился южный придел.
С 1987 года до освещения в 2010 году нового Успенского собора церковь являлась кафедральным собором Ярославско-Ростовской епархии. 335 лет со времени окончания строительства «мирским строением» (1671-1687) церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Церковь Иоанна предтечи - памятник высшего расцвета ярославской архитектуры и сокровищница национальной культуры.
Храм Иоанна Предтечи - классическое создание ярославской архитектурной школы. Памятник симметричен как по плану, так и по объему. Основной куб высоко поднимается над землей, неся пять глав. Пределы такой же высоты завершаются пятью тесно посаженными главами. Приподнятость приделов до уровня главного объема и завершение пятиглавиями составляет характерную особенность церкви Иоанна Предтечи. Апсиды сделаны одной высоты, значительно ниже приделов, окна их украшены наличниками из фигурного кирпича, между апсидами - круглые колонны. Первоначально вся апсидная стена (впервые в Ярославле) была расписана «под бриллиантовый руст». Лекальный фигурный кирпич, изготавливаемый на местных заводах, впервые заменил тесаный. Узор из кирпичных деталей покрывает стены главного храма, галерей, крылец.
Формы и размеры кирпичных деталей варьируются от простого валика до крупных блоков.
В рисунке наиболее сложных образцов проступают мотивы деревянной резьбы. Красно-кирпичная поверхность стен оживляется многоцветными изразцами. На крыльцах и галереях изразцы занимают середину ширинок-кессонов. На стенах четверика и барабанах образуются вертикальные изразцовые дорожки, где они поставлены «на угол». Этот декоративный прием в Ярославле ранее не применялся. Рисунок изразцов представляет собой стилизованное изображение птиц, цветов - розеток, вазонов. Краски - синие, зеленые, желтые, белые гармонично сочетаются с красным фоном кирпичных стен.
Стены храма не белились, швы затирались белой известью. В 1694-1695 годах интерьеры храма были расписаны артелью мастеров стенного писания во главе с известным ярославским знаменщиком Д. Г. Плехановым. Памятники зодчества - неотъемлемая часть столицы Золотого кольца. Прекрасные храмы ярославской архитектурной школы создают неповторимый облик города и рассказывают ярославцам и многочисленным гостям о страницах его отдаленной биографии. Список литературы библиотечного фонда МКУ «Муниципальный архив города Ярославля» использованной в выставке: 1. Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю : Путеводитель. – Ярославль : Верхняя Волга, 2001. – 192 с., ил. 2. Козлов, П. И. и др. Ярославль : Путеводитель. – Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1980. – 208 с. 3. Козлов, П. И. и др. Ярославль : Путеводитель по памятникам культуры. – Ярославль : Яр. кн. изд-во, 1956. – 207 с. 4. Мейерович М. Г. Ярославль : Путеводитель. – Ярославль : Яр. кн. изд-во, 1960. – 268 с. |