Без труда мы никуда!
Из истории трудового обучения в школе 1930 - 1980-х годов XX века
Как учебный предмет ручной труд начал вводиться в начальные школы и учительские семинарии в Финляндии в 1866 году. Затем труд становится обязательным учебным предметом общеобразовательных школ практически всех развитых стран мира. Это было вызвано ростом промышленности, железнодорожным строительством и увеличением торговли.
В России инициатором введения ручного труда в программу обучения школ был министр финансов И.А. Вышнеградский. По его мнению, обучать труду должен был не ремесленник, а учитель народной школы. В 1884 году был торжественно открыт первый в России класс педагогического ручного труда, где преподавали известные педагоги К.Ю. Цируль и Н.В. Касаткин. Основными целями обучения были: общее воспитание учащихся, развитие промыслов и подготовка промышленных рабочих. Но была и дополнительная цель – благотворное влияние на умственное и нравственное воспитание детей, что актуально и сегодня. Тогда и сейчас трудовое воспитание включает формирование и развитие всего комплекса духовно-нравственных, личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых для самых различных видов трудовой деятельности.
После 1917 года начались коренные изменения общеобразовательной школы и всей системы народного образования нашей страны. Велись активные поиски в определении целей, задач и содержания трудового обучения. В 1918 году было введено Положение «О единой трудовой школе в РСФСР», в котором утверждалось, что основой школьной жизни должен служить производительный труд... не только как метод преподавания, но именно как производительный, общественно необходимый труд. Школа является школьной коммуной, тесно и органически связанной своим трудовым процессом с окружающей жизнью. Первой учебной программой по трудовому обучению стала «Примерная программа ручного труда» (1919г.).
Руководители Высшего Совета Народного Хозяйства разных лет Ф.Э. Дзержинский, В.В. Куйбышев, Г.К. Орджоникидзе рассматривали трудовое обучение и профессиональную подготовку молодежи как важнейшее условие индустриализации страны. В конце 20-х годов ХХ века старшие классы средней школы преобразовывались в школы типа техникума. Было признано необходимым сочетание профессионального и общего образования во всех типах профшколы. «Политехнизм» был одним из лозунгов в 20-е годы. В учебные планы подготовки учащихся был введен курс основ производства, школы прикреплены к ближайшим предприятиям и хозяйствам.
Н.К. Крупская в своем труде «Трудовое воспитание и политехническое образование» писала: «В стране строящегося социализма политехнизм должен являться составной частью общего образования… С самого начала организации Советской власти Наркомпрос поставил перед собой задачу проведения в жизнь политехнического образования, … которое должно дать учащимся «основы наук», знакомить учащихся «в теории и на практике со всеми главными отраслями производства», проводить «тесную связь обучения с производительным трудом», — предложить наркомпросам союзных республик на протяжении 1931 г. широко развернуть сеть мастерских и рабочих комнат при школах, сочетая эту работу с прикреплением школ к предприятиям, совхозам, МТС и колхозам на основе договоров. Соединение обучения с производительным трудом необходимо проводить на такой основе, чтобы весь общественно-производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы…». Трудовое обучение рассматривалось в тесной связи с политехническим образованием и профессиональной подготовкой. Политехническое образование должно было решать одну из важных задач – готовить школьника к сознательному выбору профессии.
|
В 1937 трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, искоренили и школы-коммуны, и школы-лаборатории, и всякие «бригадные методы обучения», но в 1939 вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности. В документах Ярославского областного треста хлебопекарной промышленности Яроблисполкома имеется приказ от 31 июля 1939 года о прохождении учениками производственной практики на хлебокомбинатах треста.
В 1940 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР созданы ремесленные училища с целью подготовки квалифицированных рабочих крупных промышленных предприятий, в них обучалась в основном молодежь с 7-летним образованием.
Практику трудового воспитания школьников рассмотрим на примере документов нескольких ярославских школ, хранящихся в фондах муниципального архива.
В 1935 году в Ярославле была основана школа № 33 отдела народного образования города Ярославля, переданная в 1936 году в ведение управления Северной железной дороги и изменившая название на среднюю школу № 12станции Всполье Ярославской железной дороги (в дальнейшем средняя школа № 62, а с 1961 года - № 64). В этом же году основана и средняя школа № 37 шинного завода города Ярославля, с 1936 года носившая имя Серго Орджоникидзе.
Значительные изменения в условия и содержание работы школ внесла Великая Отечественная война. Несмотря на трудности военного времени школы не прекращали работу, а в учебные планы были введены две новые учебные дисциплины – основы сельского хозяйства и допризывная военная подготовка.
Школьники и учащиеся фабрично-заводских училищ, движимые чувством патриотизма, принимали массовое участие в сельскохозяйственных работах.
В целях укрепления материальной базы и улучшения трудовой подготовки и профессионального обучения учащихся при школах организовывались учебно-производственные мастерские. Мастерские имели не только огромное воспитательное значение, но и приносили существенную экономическую пользу детским учреждениям.
Военное время вызвало небывало широкое развитие общественно-полезного и производительного труда учащихся. Впечатляет как разнообразие форм этого труда, так и множество сфер деятельности, в которых трудились школьники. Большое распространение получила помощь школьников различным отраслям промышленности – миллионы ребят встали к станкам, трудились без отрыва от производства, сочетая работу и учебу. Учащиеся железнодорожных школ участвовали в ремонтных путевых работах, погрузке и разгрузке вагонов.
Суровый опыт производительного труда учащихся, приобретенный в годы войны, был очень значительным. Именно он во многом определил стремительные темпы восстановительного периода экономики и хозяйства страны в послевоенный период, так как они определялись созданным во время войны трудовым, профессиональным потенциалом. Вчерашние школьники становились трудовой опорой восстановления экономики и культуры.
В течение всего первого послевоенного десятилетия первоочередной задачей в области образования стало восстановление сети школ, возрастала их роль в деле подготовки молодежи, готовой к практической деятельности на ниве восстановления народного хозяйства. В начале 50-х годов ХХ века большое внимание уделялось политехническому и трудовому обучению в школах, в учебные планы были введены уроки ручного труда в начальных классах, уроки труда в мастерских и на пришкольных участках для учащихся 5-7-х классов, практикумы по отдельным отраслям производства для старших классов.
В целях усиления связи школы с железнодорожным транспортом и ознакомления учащихся с техникой и экономикой железнодорожного транспорта в школе № 12 для учащихся 5-7 классов создан кружок железнодорожного дела.
В целях укрепления школьного образования с производством, применения изучаемых дисциплин на практике, педагоги организовывали экскурсии учащихся на промышленные предприятия. Так, ученики школы № 12 посещали вагонное депо, авторемзавод, завод синтетического каучука, кислородный и силикатный заводы.
В начале 1950-х годов вновь возродилась идея политехнического обучения, а в 1958 году Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем совершенствовании системы народного образования в СССР», который предусматривал соединение обучение основам наук, политехническое образование с общественно-полезным, производительным трудом. Практическое обучение и производительный труд, как правило, были организованы на предприятиях.
Ученики средней ступени школы (4-8 классы) как правило, занимались техническим (преимущественно мальчики), сельскохозяйственным и обслуживающим трудом (девочки), в старших классах до 12 часов отводилось на производственное обучение, где учащиеся изучали профессиональные дисциплины и занимались практикой на производстве.
Учащиеся 9-х классов средней школы № 62 участвовали в практических занятиях в вагонном депо станции Ярославль-Главный. Время, содержание и оценка работы записывались учениками в дневники производственной практики.
Мальчики школы № 62 обучались и столярному делу, а девочки работали в обмоточном цехе, по итогам практики многие ученики получали рабочие разряды.
В течение учебного года и каникул учащиеся 8-9 классов школы № 62 проходили производственную практику, работая в питомнике горзеленхоза, в парке при Доме культуры станции Ярославль-Главный, в совхозе «Молот».
Необходимость и значимость своего труда ученики видели, участвуя в ремонте школьного здания. Трудовые бригады ремонтировали подоконники, двери, шпатлевали стены, мыли окна, многие ребята овладевали ремонтными специальностями.
Во многих школах стали создаваться учебные мастерские и кабинеты для производственных занятий. К организации этой материально-технической базы трудового обучения школьников подключались промышленные предприятия, и так образовалась уникальная отечественная система взаимодействия школ и производства – шефство. Так, в 1958 году при школе № 12 начинается строительство учебных мастерских. Здание строилось общими усилиями учителей, учеников, работников шефствующих предприятий – вагонного депо станции Ярославль-Главный, автоколонны № 1137.
В школе действовала и пошивочная мастерская, в которой работали ученицы 9-х классов, занимаясь пошивом вещей для школьных нужд, а восьмые классы изучали в мастерских машиноведение.
В средней школе № 64 (новое наименование школы № 62 с 1961 года) к 1962 году на производстве работало 90 учащихся, все обучающиеся 2- го года обучения имели разряды и получали заработную плату.
Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа № 37 имени С. Орджоникидзе по поручению органов народного образования и совнархоза готовила лаборантов-аналитиков на базе шинного завода. Как шеф школы № 37, ярославский шинный завод оборудовал в школе лабораторию как филиал центральной лаборатории ЯШЗ.
Профессиональной подготовкой учащихся средняя школа занималась с 1959 года, и к началу 1960-х годов обучение проводилось в восьми классах по трем основным специальностям: лаборанты-химики, слесари КИПа, воспитатели детских садов.
Первым этапом были занятия в здании школьных мастерских, а по получению необходимых навыков и квалификационного разряда учащиеся 11 класса выполняли производственные задания непосредственно в цехах.
К 1964 году в школе № 37 было уже девять производственных классов, и вместе с аттестатом о среднем образовании выдавалось квалификационное свидетельство о присвоении специальности. Многие из выпускников продолжали свое образование по полученной в школе специальности.
Усвоению программ трудового и политехнического обучения способствовали и уроки по основам наук, например, экономической географии, преподававшейся в старших классах.
|