ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Жизнь членов пионерской организации была очень насыщенной. Деятельность осуществлялась по нескольким направлениям: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, спортивно-оздоровительное. Наиболее значимые дела организовывали сборы пионерских отрядов и дружин, так как именно сбор являлся высшим органом самоуправления пионерской организации школы.
Сборы пионерских дружин, сопровождающиеся выносом знамени, посвящались разным событиям и подразделялись на торжественные (посвящались какому – либо событию)
традиционные (посвящались каким-либо датам – дням рождения отряда, дружины, пионерским и школьным традициям), отчетно-выборные и тематические (посвящались каким-либо отдельным вопросам пионерской жизни). Традиционно в сборах дружин пионеры принимали участие в парадной форме.
В 40-х годах ХХ века после выхода в свет книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», а потом и художественного фильма, широкое распространение в Советском Союзе получило тимуровское движение. Герой книги Тимур стал идеалом юного поколения того времени. Тимуровцы бескорыстно помогали пожилым людям, брали шефство над семьями военнослужащих, и это стало массовым движением пионеров.
И после окончания Великой Отечественной войны пионеры продолжали заниматься общественно-полезным трудом, так же помогали ветеранам войны и пожилым людям. Одним из направлений деятельности пионерских организаций в рамках военно-патриотического воспитания было поисковое движение, целью которого являлось увековечивание памяти павших на полях Великой Отечественной войны. Изучение боевого пути воинских частей, отрядов, подвигов земляков – все это помогало ребятам осознать бессмертный подвиг советских людей. Пионеры средней школы № 64 исследовали боевой путь выпускника их школы, Героя Советского Союза Анатолия Михайловича Балдина, в 1982 году совершили поход на его родину, в деревню Коромыслово, возложили цветы на могилу его матери.
Результатом поисковой работы пионеров часто становилось создание школьных музеев. Так в средней школе № 36 музей стал центром военно-патриотического воспитания, в нем были сформированы разделы «31-я Гвардейская», «288 Дновская дивизия», «Б.Д. Щапов», «Таран в ночном небе», «История школы», а среди экспонатов – снаряды, найденные на раскопках, в которых принимали участие юные исследователи, военная форма, личные вещи, письма бойцов, похоронки.
Увлеченные военной историей пионеры часто переписывались с ветеранами Великой Отечественной войны, рассказывали о своей работе, задавали вопросы и делились переживаниями. Вашему вниманию представлены письма пионеров клуба "Патриот" из личного фонда Владимира Степановича Дябина, участника Великой Отечественной войны 1941-1945, полковника в отставке, Почетного гражданина города Ярославля.
В каждой школе ежегодно проходили смотры строя и песни, где пионеры учились маршировать, разучивали патриотические песни и песни военных лет, готовили форму.
Советская школа и пионерская организация растила из учащихся патриотов-интернационалистов. В каждой школе действовал Клуб интернациональной дружбы. Пионеры изучали деятельность детских организаций зарубежных стран, вели переписку со сверстниками. По инициативе КИДов пионеры участвовали во Всесоюзных акциях солидарности, проводились ярмарки солидарности, вырученные от них средства направлялись в Фонд мира.
Активно участвовали пионеры во внеклассной работе. Разнообразные кружки и студии, создававшиеся в школах, решали задачи эстетического воспитания школьников. Почти в каждой школе действовал хор, танцевальная студия и драматический кружок.
Еще одним направлением деятельности пионерской организации была шефская работа, что формировало ответственное отношение не только к учебе, но и к работе с будущими пионерами. В процессе наставничества школьники проявляли свои творческие способности, овладевали навыками самоорганизации и взаимодействия с другими людьми. Пионеры шефствующих классов помогали октябрятам в учебе, устраивали праздники, игры и тематические уроки, организовывали дежурство в классе.
ЗПД – «Зона пионерского действия» – термин, появившийся в пионерском движении в период 70-80-х годов. На подшефной дружине территории пионеры участвовали в благоустройстве дворов, парков и улиц.
В этот же период на пионерскую организацию была возложена обязанность по сбору макулатуры. Примерно два раза в год в каждой школе объявлялось соревнование между пионерскими отрядами, кто больше соберет вторсырья и поможет стране в деле сохранения природы. Помогали беречь природные ресурсы и регулярные сборы металлолома.
Популярным отдыхом для детей во время летних каникул стали пионерские лагеря
Первые пионерские лагеря появились в 1920-х годах, отдыхали в них уже сформированные пионерские отряды, которые в летний сезон выезжали за город. Так, например, пионерский отряд школы № 12 станции Всполье выезжал в лагерь на станции Тощиха, существовал лагерь и в нынешней Павловской роще. Основной упор в деятельности таких лагерей делался на военно-спортивное и патриотическое воспитание
Пионерские лагеря организовывались и предприятиями для детей сотрудников
Как правило, каждое крупное предприятие имело собственный пионерский лагерь, родители школьников 7-15 лет получали путевки в профсоюзе за символическую плату. Оснащение и материальное обеспечение лагеря зависело от экономического состояния предприятия.
В лагерях так же формировались отряды и дружины, в каждом складывались свои традиции. Пионеры были постоянно заняты: в каждом лагере организовывалось много кружков по интересам, проводились спортивные соревнования, праздники, концерты художественной самодеятельности, линейки и походы. Особенно любима пионерами была военно-спортивная игра «Зарница».
За особые успехи в учебе и активное участие в общественной жизни наиболее достойные пионеры получали путевки во Всесоюзные лагеря «Артек» и «Орленок». Поездка в такой лагерь считалась престижной наградой.
|